Как развивать у ребёнка умение говорить в слуховых аппаратах

При общении с ребенком необходимо, чтобы ваше лицо было на одном уровне с лицом ребенка. Это важно, потому что:

• речь для ребенка будет более разборчива, если вы находитесь на расстоянии не дальше 1 метра;

• ваш ребенок видит ваше лицо и ему легче вас понять, он будет более внимателен и лучше готов к ответу и взаимодействию.

1. Если ребенок без слухового аппарата, то говорите у его уха.

2. Говоря с ребенком, старайтесь поймать и удержать его взгляд на себе с помощью улыбки и мимики.

3. Общаясь с ребенком, используйте выразительную мимику. Она привлекает внимание ребенка к вашему лицу, движению ваших губ, стимулирует ребенка подражать этим движениям. Важно, чтобы ваша речь и выражение лица совпадали.

4. Когда вы что­то делаете с ребенком, говорите про то, что вы делаете, и про то, на что он смотрит.

5. Разговаривая с ребенком, сопровождайте свою речь естественными жестами, подходящими в этой ситуации. Помните, что естественные жесты помогают общению, облегчают ребенку запоминание слов.

6. Стимулируйте развитие у ребенка лепета и речи:

• Отвечайте на звуки, которые произносит ребенок, как на его попытку что-то вам сказать.

• Повторяйте звуки, которые он произносит.

• Добавляйте новые звуки, чтобы ребенок их слушал.

• Хвалите ребенка, когда он произносит звуки за вами.

• Произносите разные звуки вместе с движениями или жестами.

• Говоря что-либо ребенку, повторяйте это слово или фразу 2–3 раза.

В первый раз ребенок просто слышит какой-то звук, но не успевает его проанализировать, однако начнет внимательнее слушать и после повторения уже сможет запомнить слово. Если он не взял нужного предмета, не выполнил действия после повторения, произнесите слово или фразу еще раз, сопровождая сказанное жестом. Это облегчит ребенку понимание сказанного вами. Используйте жесты только после того, как вы 2 раза произнесли слово или фразу. Постепенно, по мере развития у ребенка умения слышать и понимать слова, он уже не будет нуждаться в постоянном повторении.

• При общении с малышом всегда делайте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если пока не говорит. Через какое-то время он будет пытаться произнести сначала какие-то звуки, а потом и слова.

• Если ребенок старше 2 лет и еще не произносит звуков, стимулируйте его это делать, положив руку малыша на свое горло, когда вы говорите.

Ребенок почувствует при этом вибрацию. Затем вторую руку ребенка положите на его горло, чтобы он попытался произнести что-либо, контролируя свои ощущения с помощью руки. Похвалите и порадуйтесь вместе с ним за попытку произнести что-то голосом. Если он молчит, покажите на свое ухо и огорчитесь: «Я не слышу тебя. А-а-а, не слышу». Произнося звук, ребенок слышит себя, и у него возрастает голосовая активность – интонированный крик, лепет. Он начинает «играть» голосом, развивая голос и артикуляторные движения.

7. Создавайте ребенку хорошие условия для слушания речи:

• Старайтесь исключить лишние источники шума, особенно когда общаетесь с ребенком. Шум мешает ребенку воспринимать речь и запоминать слова. Наиболее частый источник шума – постоянно работающий телевизор. Включайте его только на время просмотра.

• Старайтесь как можно ближе находиться к ребенку, когда вы с ним разговариваете.

• Разговаривайте с ребенком голосом обычной громкости, но не быстро. Используйте короткие предложения, эмоциональную интонацию, повторяйте предложения.