Как развивать у ребёнка умение слышать в слуховых аппаратах

Ребенок быстрее привыкнет к СА и поймет его пользу, когда научится узнавать разные звуки, поэтому очень важно учить его слушать в СА. Ему легче запомнить, что значит какой-то звук, когда этот звук он слышит много раз в определенной ситуации.

• Надевайте ребенку СА сразу, как только он проснулся. Надевайте одежду и мойте ребенка, когда он слышит ваш голос в СА. Это позволит ему учиться понимать, что вы говорите, когда его одеваете, моете, слышать звуки во время ваших действий.

• Надев СА ребенку, включите СА, улыбнитесь и позовите ребенка несколько раз по имени. Произнесите несколько раз «па-па-па», привлекая внимание ребенка к вашему лицу и его уху: «Ты слышишь? Да, слышишь!».

Побудите его подражать вашему голосу и артикуляции. Делайте это каждый раз, когда надеваете ребенку СА.

• Произнося «па-­па-­па», покажите ребенку, что он не слышит, когда вы выключаете СА. Отключите СА, привлеките его внимание к вашему лицу и произнесите отчетливо «па-па-па». Сделайте огорченное лицо, разведите руки и скажите: «Не слышно». Включите СА снова и повторите действия – обрадуйтесь, скажите: «Слышно». Это помогает ребенку быстрее осознать звуки и их связь со СА.

• Говорите с ребенком голосом разговорной громкости и не быстро, улыбайтесь. Показывайте, как радуетесь, что он слышит – покажите рукой на свое и его ухо.

• В определенных ситуациях создавайте одни и те же звуки и привлекайте к ним внимание ребенка. Например, в ванной, прежде чем мыть ручки, откройте и закройте кран с водой, привлекая внимание ребенка к звуку льющейся воды. Прежде чем дать ребенку попить, позвените ложкой о стенки чашки. Помогите ему самому открыть кран, позвенеть ложечкой. Ребенок запомнит звуки, будет их узнавать и адекватно реагировать. Это позволит также сурдопедагогу и сурдологу оценить, насколько эффективен СА для ребенка.

• Ребенку легче всего научиться обнаруживать наличие или отсутствие звука. Поэтому для развития слушания сначала лучше подходят звуки, которые можно самим «включить/выключить». Например, постучать по столу, включить/выключить воду, не сильно позвенеть ложкой в стакане, почмокать, произнести «па-па-па» и др.

• Негромко постучите по столу несколько раз, привлекая внимание ребенка к движению, покажите ему на свое ухо, скажите: «Я слышу здорово!» Попросите его постучать по столу, подставьте свое ухо, слушая вместе с ним, скажите: «Здорово! Я слышу!». Делайте это с радостной мимикой — она понятна ребенку и вызывает его интерес к слушанию. Так же проделайте с другими звуками — поскребите по столу, позвените ложечкой в чашке, почмокайте, послушайте мелодию на телефоне, погремите ключами и т. п.

Дети, которые без СА не слышали этих звуков, в СА начинают их слышать, что вызывает их удивление. Главное, чтобы ваша мимика показывала, что их интересно слушать! Делайте это сначала только тогда, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает звуки в шуме.

• Все время слушайте-­играйте вместе с ребенком с разными звуками, помня, что первое время он должен услышать звук несколько раз, чтобы осознать его. Сначала надо также привлекать его зрительное внимание к источнику звука. Постепенно, по мере накопления у ребенка опыта слушания, он будет реагировать на все большее число разных звуков. Делайте все весело, превратите слушание в забавную игру! Ребенок должен увидеть по вашей мимике, как это весело и интересно!

• Очень важно научить ребенка откликаться на свое имя. Когда вы учите ребенка откликаться на имя, то зовите его несколько раз, пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др. Нужно, чтобы он понял, что, когда он слышит этот звук и оглядывается, происходит что-то важное для него. Если он не повернулся, то, идя к нему, продолжайте его звать, а приблизившись к нему, обратите его внимание на свои губы, произносящие его имя. Положите свою ладонь на его грудь и назовите его имя еще раз, а потом укажите на себя и скажите «мама».

После этого обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др.