Слухопротезирование

В настоящее время в России, как и во многих других странах, уже в роддоме у новорожденных проверяется слух (аудиологический скрининг новорожденных). Это позволяет выявить нарушение слуха у ребенка в очень раннем возрасте. И, значит, у нас очень рано появляется возможность помочь малышу. Одна из основных составляющих реабилитации ребенка с нарушением слуха – слухопротезирование. Оно включает подбор слуховых аппаратов (СА), их настройку в соответствии с результатами диагностики состояния слуха ребенка, адаптацию ребенка к использованию слухового аппарата. В правильно подобранном и настроенном слуховом аппарате ребенок даже с большой потерей слуха слышит звуки и речь окружающих его взрослых, а благодаря этому у него есть возможность научиться понимать речь и говорить. Чем раньше ребенку надели слуховой аппарат и чем раньше его правильно настроили, тем лучше развивается речь у такого малыша. Доказано, что дети даже с очень большой потерей слуха, слухопротезированные в возрасте до 6-ти месяцев, не отстают по своему развитию от слышащих сверстников. Известен и другой факт: при слухопротезировании ребенка после 12–18 мес. отставание в речевом и общем развитии ребенка труднее преодолеть, т.к. существует ограниченный период развития слуховых и речевых центров мозга.

Слухопротезирование маленького ребенка – очень сложный процесс, поскольку он сам не может сказать, хорошо или плохо он слышит. Слуховой аппарат настраивается постепенно (2–3 этапа в течение 2–4 недель), чтобы ребенок привыкал к новым слуховым ощущениям. Для правильной настройки слухового аппарата очень важно взаимодействие врача-слухопротезиста, сурдопедагога и родителей ребенка, которые наблюдают за реакциями ребенка в слуховом аппарате, учат его слышать в слуховом аппарате. В соответствии с этими наблюдениями корректируется усиление слухового аппарата.